Астрология и наука

Коллекция гороскоповИндийская астрологияАстрология в менеджменте

Заказать гороскопАстролог ЯнскийГлавная

1.  Астрология и наука - история взаимоотношений.
2. Астрология как естественнонаучная дисциплина.
3. Астрология как гуманитарная дисциплина.
4. Астрологическая теория личности.
5. Астрологический психосинтез.
6. Статистические астрологические исследования
7. Список литературы

 

Астрология и наука - история взаимоотношений.

С далекой древности люди восхищались видом звездного неба. Жизнь первобытного человека целиком зависела от природных сил, которые человек, будучи неспособным их объяснить,  оживлял, наделял душой. От благосклонности духов воды зависел урожай, духи охоты способствовали успешной охоте - любая область человеческой деятельности контролировалась тем или иным божеством, благосклонность которого влияла на успех того или иного занятия. Богов же, в руках которых были нити человеческой судьбы, первобытные люди поселили на небо - все примитивные общества имеют истории о небесных похождениях своих богов и героев, которые современный человек называет мифами.[5].
Систематическое наблюдение движений небесных тел происходило в долине Евфрата, среди халдеев, которые стали творцами семипланетной системы и Зодиака. Древние астрономы открыли планеты, движением своим по небесному своду отличавшиеся от движения звезд, сопоставили между собой небесные и природные явления, цикл времен года, наблюдали влияние Луны, солнечных и лунных затмений на земные и природные события. Считалось, что  наблюдая звезды, астрологи беседуют с Богами. Наряду с прочими магическими и гадательными практиками астрология считалась наукой, недоступной для простых смертных и использовалась  исключительно для предсказаний относительно царей и государственных дел.
В это время астрология представляла собой набор эмпирических правил, не связанных какой-либо общей системой. Однако по мере своего развития астрологическая наука развивалась и упорядочивалась, питаясь - от Пифагора - его математическими и нумерологическими вычислениями, от философии Эмпедокла в фундамент астрологической науки вошла теория "всемирной симпатии" и теория "излияний", посредством которых предметы могут на расстоянии оказывать влияние друг на друга, Аристотель выработал учение о стихиях, а Платон своим учением об идеях отвел место человеческим душам в сфере звезд, откуда они воплощаются на землю. Принимали астрологию и стоики, которые нашли общий язык с астрологией по части предопределения судеб. Судьба предопределена, и ее нужно узнавать, не для того, чтобы изменить, а чтобы покориться ей с достойным мудреца бесстрастием.
И в бытовом отношении астрология была очень популярна. У астрологов советовались относительно урожая, относительно начала важных дел, относительно наследства.
Существовали два типа астрологических практик:
генитура - наука о влиянии планет в момент рождения человека на его судьбу;
и инициатива - поиск наилучшего времени для начала того или иного дела.
Изначально находясь на стыке двух наук - астрономии и философии - астрология подвергалась нападкам с обеих сторон. И вопросы, поднимаемые противниками астрологии, практически не изменились за последние две тысячи лет. Их мы находим уже в трудах древнегреческих философов. Предсказуема ли судьба человека? И если предсказуема - можно ли, этично ли это делать? Имеет ли на это право смертный человек, каковым является астролог? Существует ли свобода воли? Почему близнецы, родившееся в одно время, имеют разные судьбы?
В Древнем Риме традиция астрологии лишь окрепла. От основателя римского принципата Августа астрология получила официальную санкцию [1, с..65], астрологов можно видеть среди наиболее приближенных к императору лиц. С помощью своих "халдеев" Тиберий, преемник Августа, изучил гороскопы всех своих царедворцев. Для некоторых из них хороший гороскоп, указывающий на возможность возвышения,  послужил причиной их гибели.. "Было желательно для императора знать генитуру своих подчиненных, но было очень нежелательно, чтобы приближенные интересовались его генитурой"[1]. Поэтому астрологов, которых император не мог контролировать, но которые могли сделать верный прогноз относительно его судьбы, обычно изгоняли. Кстати, астрологов в те времена также называли математиками, поэтому в указах обычно писалось "изгнать математиков, ...".  Если же кто спрашивал у астролога о смерти императора, то в случае раскрытия тайны подобного обращения обоих ждала смертная казнь. Вопрос о запрещении вопросов о смерти к астрологам был даже внесен в область римского права. Как видим, корни непринятия астрологии лежат не только в недостаточности философского обоснования, но и в борьбе за власть. Может, именно с этих пор пошел миф о неблагонадежности астрологии?
Между тем астрология развивалась. Опыт астрологов обобщил и впервые представил величайший астроном (и астролог) древности Клавдий Птолемей, написав "ТЕТРАБИБЛОС или Математический трактат в четырех частях" [2], целиком посвященный астрологии, которую сам Птолемей называл "предсказанием с помощью астрономии". Именно он создал из целого хаоса разрозненных и противоречивых традиций единую и последовательную систему, которая пользовалась авторитетом в течение 15-ти столетий.
С гибелью античного мира на место античной науки заступала христианская догматика. И астрология, являясь квинтэссенцией античных научных знаний, не могла не подвергнуться гонениям со стороны догматически и антинаучно мыслящих "отцов церкви". При этом раннее христианство было настроено к астрологии вполне миролюбиво; величайший авторитет церкви Ориген высказывался о том, что звезды "не определяют, .а лишь провозвествуют" судьбу.[1] Да и волхвы, принесшие дары Христу, кем они были, как не халдеями, магами, наблюдающими звезды и по ним определившие рождество Спасителя? Знаменитый афоризм Тертуллиана "Вода крещения смывает печати звезд", не отрицал влияния звезд на человека, но показывал, как можно от этого влияния освободиться.
Но после объявления Западной церковью Оригена еретиком никто не мог защитить астрологию за те научные (например, о шарообразности Земли) прозрения. Кроме этого, у астрологии были и спорные этические и мировоззренческие аспекты, не совместимые с христианским миропониманием. Именно их акцентировал  Бл. Августин, страстно восставший против астрологов как посредников в разговоре души с Богом, своим выступлением навеки сделав невозможным диалог между астрологией  и  схоластикой. Общий упадок культуры на Западе лишь способствовал забвению астрологии, сохранившейся лишь в Византии и у арабов, от которых она триумфально вернулась вместе с остальными науками в эпоху Возрождения.
В эпоху Возрождения астрология занимала место одной из ведущих наук. В этом можно убедиться, например, взглянув на гравюру А.Дюрера "Меланхолия". Именно благодаря астрологии с ее якобы практическим значением продолжала развиваться астрономия. Большинство астрономов так или иначе приходилось заниматься составлением гороскопов. Среди них наиболее известны Тихо Браге [11] и Иоганн Кеплер[12,13].
Открытие Коперником гелиоцентрической картины мира сильно пошатнуло фундамент астрологической науки. Однако главный удар по астрологии был нанесен не из-за недостаточной естественнонаучной обоснованности, а из-за шаткого этического фундамента. Данте, неплохо разбирающийся в астрологии (как и многие образованные люди его времени) помещает астролога в ад, к колдуньям! Практически все великие ученые эпохи Возрождения осуждали предсказательную астрологию за то, что она претендует на то, чтобы "обладать властью предсказывать пути человеческих душ". Пико дель Мирандолла, образованнейший человек своего времени, создавший Христианскую Каббалу, легшую в основу западной магии, разгромил астрологию  в своем трактате "Disputationes adversus astrologiam divinatricem" (Рассуждения против божественной астрологии), вышедшем в 1495 году[4]. Это выступление повлияло на европейское мышление по крайней мере последующих двух веков, заставив многих ученых, в частности И. Кеплера, отказаться от астрологической практики.
Развитие буржуазного общества на Западе отодвинуло астрологию в тень - на два века она была практически забыта. И лишь в конце XIX века с образованием и деятельностью Теософского общества астрология вновь стала развиваться, уже на других, соответствующих современному пониманию мироздания и человека, принципах.
Возрождение астрологии началось в Англии в конце  XIX века; позже ее популярность стала расти и на континенте.
Вопрос о признании астрологии как науки был как никогда близок к осуществлению в Германии в 20-х годах нашего столетия. Были подготовлены специальные анкеты для проверки "валидности" астрологических факторов, в Мюнхене был создан центр для сбора статистики.[3, с.54]. Базируясь на прочных антропософских корнях, были проведены биологические исследования, показавшие зависимость роста растений от астрологических факторов [6, с.9] Институт космобиологии пользовался в нацистской германии большим авторитетом, к его выводам прислушивались высочайшие чины Третьего рейха. Среди астрологических методов и факторов были разработаны новые методы анализа и предсказания, отличающиеся от традиционных, использовались гипотетические планеты и новые системы домов.
В литературе описана  дуэль между английскими и немецкими астрологами, повлиявшая на исход некоторых сражений Третьей мировой войны[7]
Дальнейшее развитие астрологии и осмысление ее с точки зрения и в терминах современной науки происходило параллельно с развитием понимания человека психологической наукой. Великие основоположники современных направлений в психологии использовали опыт, понятия и положения древней науки. Например, К. Г. Юнг в рамках разработанной им аналитической психологии пытался синтезировать весь оккультный опыт, накопленный человечеством, уделяя астрологии важное место как одному из элементов познания на пути духовного роста человека.
Однако основы собственно научной астрологии связано с именем Д. Радьяра. Последователь  К.Г. Юнга, приложивший понятия архетипа и самости на астрологический язык, именно благодаря его работе астрология начинает говорить на языке, понятном психологии. Влияние его ключевой работы "Астрология личности (переформулирование астрологических понятий и идеалов в свете современной философии и психологии)"[21] сравнимо с влиянием трудов основоположников психологии, например К.Г. Юнга, и до сих пор пользуется вниманием астрологов.
Радьяр выделяет Астрологию индивидуума, астрологию коллектива и оккультную астрологию (соответствующие индивидуальным, коллективным и творческим(духовным) началам в человеке). Также и циклы планет он рассматривает с точки зрения юнговской концепции о индивидуации.
В дальнейшем астрология разделилась на множество течений, каждое из которых обладает собственным пониманием астрологического символизма, собственными методами и собственным пониманием человека. Однако в настоящее время научное сообщество относится к любым видам астрологии отрицательно, ставя ее в один ряд с гадательными практиками вроде  манипуляций с картами Таро.
Более того, в современной науке считается хорошим тоном дискредитировать астрологию и время от времени устраивать антиастрологические кампании. Так, самая большая атака со стороны науки на "главный источник суеверия и невежества в современном обществе" была предпринята в 1975 году. Журнал "Humanist" опросил 186 выдающихся ученых, включая 18 лауреатов Нобелевской премии, попросив их выдвинуть свои возражения против астрологии. Была на современном научном уровне продемонстрирована невозможность астрологии с физической и электромагнитной точек зрения; также было показано, что астрология тесно связана с "магическим" ненаучным сознанием.
Можно сказать, что в настоящий момент астрология  - это не признаваемая мировым сообществом и наукой область знания. Более того, зачастую и сами астрологи чувствуют себя неадекватно, не имея четкого определения и мировоззренческой основы того, чем они занимаются. При сильнейшем интуитивном  и консультативном потенциале - "мы не знаем, что отвечать церкви, как реагировать на критику со стороны магов и поэтов и как отвечать науке"[4]. Однако в этом вина самих астрологов - не успевая за развитием современной науки, не работая над философско-методологическим обоснованием своих практик, в большинстве своем относясь к астрологии как к новому виду религии, они не удовлетворяют современным запросам общества и очень редко говорят на современном языке.
Однако именно на базе психологической науки в настоящее время сформировались несколько астрологических "школ", отвечающих всем требованиям, предъявляемым в современном обществе к научным и консультативным дисциплинам. В настоящий момент лишь традиционно отрицательная  репутация астрологии мешает их  признанию в научном сообществе.
 

Астрология как естественная научная дисциплина.

Еще в начале века была сделана попытка провести резкую грань между естественными науками и "науками о духе", ибо уже к тому времени классическая научная парадигма, идеалом которой была ньютоновская механика, стала испытывать кризис. Изучение истории, социологии, филологии и прочих гуманитарных дисциплин показало, что существует иррациональный элемент, не способный быть учтенным с помощью количественных методов. Наличие иррационального фактора привело к тому, что "науки о духе" выработали свою методологию
И хотя астрология по своей природе несомненно относится к "наукам о духе", от нее требуют соответствия естественнонаучной парадигме, а именно чтобы

  •  был известен механизм возникновения и передачи астрологических феноменов, т.е. чтобы выполнялся основополагающий принцип причинности;
  •  было возможно поставить эксперимент для проверки астрологических гипотез.
В целях соответствия вышеперечисленным требованиям предложены следующие естественнонаучные объяснения феномена астрологии[8].

1. Теория лучей, (или причинный подход) рассматривающая астрологические феномены как результат прямого влияния планет на Землю с помощью пока неоткрытых энергий. Это полностью механистическая теория,  в наибольшей степени отвечающая традиционному "научному" пониманию, стоящему на позициях детерминизма. Основная задача исследователей - найти МЕХАНИЗМ, посредством которого происходит это воздействие.
Подобные энергии и воздействия, не принимаемые на данном этапе современной наукой, (влияние традиционных электромагнитных и гравитационных полей считается недостаточным) пытаются обнаружить многие исследователи, занимающиеся изучением в основном феноменов экстрасенсорного восприятия, а также взаимодействия биологических объектов.
Экспериментально показано, что биологические объекты способны влиять друг на друга, когда все традиционные пути взаимодействия перекрыты [24]. Для обоснования получаемых результатов и феноменов, не объяснимых с точки зрения современной науки, конструируются либо новые физические объекты (торсионные поля, мэоны, микролептоны), действующие на сверхмалых расстояниях, также привлекаются понятия семантического поля
В применении к астрологии это может означать, что небесные объекты способны излучать энергию, подобную излучению биологических объектов (как живые?!). Таким образом феномен астрологии - это лишь повышенная чувствительность человека к тем видам облучения, которым он подвергся в момент рождения (эффект сравним с эффектом голограммы в физике).

Однако теория лучей, даже будучи принятой, не способна объяснить всю массу астрологических феноменов.
Как объяснить, например, феномен хорарной астрологии, когда время рождения фирмы, государства, вопроса уже каким-то образом определяет его дальнейшую судьбу.
К тому же современная наука достаточно гибко относится к принципу детерминизма, ибо накоплено достаточно наблюдений, даже в неорганических системах, в изучении поведения сложных систем и хаоса, когда явной причинно-следственной связи не наблюдается. И еще одно возражение - "Принцип причинности имеет место и в науках о духе; но здесь он должен быть дополнен представлением о цели, суждением ценности и внесением смысла"[22, с.289]. К сожалению именно это естественные науки сделать и неспособны.

2. Следующий подход, так называемый холистический, или  "теория часов", не занимаются поисками механизма воздействия, а рассматривают астрологические  явления феноменологически, т.е. такими какими они нам представляются. Эта теория рассматривает вселенную как гигантские часы, при этом человек и Космос независимо друг от друга манифестируют определенные характеристики момента. Эта теория соответствует древнему герменевтическому правилу "Что внизу, то и вверху", и настаивает на аналогии между микрокосмом и макрокосмом.
"Холистический подход не предполагает, что причинность представляет собой основной закон вселенной, так как, если вселенная действительно является единым целым, как может быть все в итоге причиной чего-то еще?"[14, с.67] К.-Г. Юнг называет этот закон соответствия "синхронностью", некаузальным связующим принципом.

В работе [9] представлен взгляд на астрологию как на способ изучения сложных систем. В этом случае предметом исследования астрологии являются сложные системы, а метод моделирования, широко использующийся в современной науке для изучения и прогнозирования их поведения, лежит в основе научной астрологии.

Однако большинство астрологов не считают своей первостепенной  задачей обнаружить механизм, лежащий в основе  астрологии. Более того, некоторые современные астрологи заявляют, что  "взаимодействие, которое может быть объяснено обычным механистическим способом, не может быть предметом Астрологии"[8].

 

Астрология как гуманитарная наука.

 
"Астрология  - это астрономия,
 используемая в психологических целях"
 (Р. Метцнер)
 Известно, что методика гуманитарных наук принципиально отличается от естественных. В частности, гуманитарные науки, которые определяются следующей спецификой познания.[19]
  • предмет исследования имеет субъективные измерения и субъективные ценности;
  • главное внимание исследования - анализу единичного, индивидуального на основе общего, закономерного; ориентация качественная, а не количественная;
  • диалогическая природа познания;
  • отсутствие общепринятой парадигмы исследуемых явлений, сложная природа теоретических обобщений.
1. Символический  подход рассматривает планеты и знаки как "символы космических процессов и универсальных принципов"[14, с.64] В этом случае астрология - это чисто символическая система, язык, удобный в описании внутреннего мира человека. В данном случае вопрос о механизме воздействия и происхождении астрологических феноменов отступает на второй план. Поэтому второе определение может звучать так - "Астрология - это язык описания внутренней человеческой реальности."
Не секрет, что внешняя реальность представляется во внутреннем мире человека с помощью того, как он этот мир описывает[20], или, иными словами, реальность мы опосредуем с помощью языка. Так, ответ на вопрос - описывают ли, например, фрейдовские категории "Я", "Оно" реальность человеческой психики или ее конструируют -  до сих пор неясен. И как один из языков описания человеческой реальности, язык астрологии имеет следующие преимущества
  • он объективен;
  • он работает с истинными архетипами;
  • он понятен;
  • он гибок, дифференцирован и проработан.
В свете вышесказанного все естественнонаучные объяснения и обоснования астрологии с помощью каких-либо детерминистических влияний будет лишь "голым бихевиоризмом",  строго определяющим поведение человека в зависимости от того или иного астрального "стимула". Такая астрология будет лишь описывать человека, но не понимать его. Подобная теория имеет право на существование, однако, если продолжить аналогию с психологией и бихевиоризмом, после него на  историческую сцену вышли такие течения в психологии, как гуманистическая психология, аналитическая психология, обладающие гораздо большим  консультативным потенциалом.

2. Также нельзя не выделить энергетический подход, который рассматривает важнейшие энергии и энергетические паттерны, действующие в человеке, и эти энергии символизируются планетами и знаками в гороскопе.[14]

Без сомнения, истина лежит где-то посередине. Неизвестно, существуют ли астральные влияния или нет; однако выбирать язык для описания собственного внутреннего мира - это неотъемлемое право любого индивида, и в этом плане социальное неодобрение астрологического языка есть один из способов социального давления как ограничения свободы личности. А за свободу личности надо бороться.

 

Астрологические теории личности.

В настоящее время, на мой взгляд, в психологии наблюдается кризис. При невероятном росте количественных данных о человеке - из психологии ушел Человек как целое. Нейропсихология знает практически все о процессах, происходящих в головном мозге; изучено, как человек представляет себе и обрабатывает информацию, разработаны тончайшие методы манипулирования человеческой психикой. Все это основано на представлении человека как "объекта", и как объект он изучен весьма неплохо. Однако такие понятия, как смысл человеческой жизни, саморазвитие, искупление - ускользают от современной психологии. Современные методы исследования человека оказываются бессильными даже перед описанием этих проблем. Как убого научное психологическое понятие о мотивах, например.
Любая гуманитарная наука исходит из определенного мировоззрения на человека. Важнейшее место в психологии занимают так называемые "теории личности". Это способы понимания и описания человека, определяющие дальнейшие методы его изучения и психологической помощи.
При этом все, даже самые популярные и общепринятые, теории личности "грешат" субъективизмом их авторов, сознательно либо бессознательно распространяющих свое понимание человека на создаваемые ими теории. "Все теоретики личности придерживаются определенных исходных (основных) положений о природе человека, ... которые невозможно подтвердить или опровергнуть..." [10, с.133] В этом плане астрология является более содержательной, ибо в основе "конструктов", из которых она "создает" человека, лежат объективные, хотя, возможно, и ненаучные, принципы.
Пользуясь методологией,  представленной в [10], попробуем представить теорию личности - основные принципы описания человека, принимаемые в современной психологической астрологии гуманистического направления.
В создании этой классификации автор тоже будет субъективным и ограниченным своим пониманием астрологии - но с этим уже ничего не поделаешь.
 

 
+++
++
+
0
+
++
+++
 
свобода
 
 
 
 
 Х
 
 
детерминизм
рациональность
 
 
 
 
 
 Х
 
иррациональность
холизм
 Х
 
 
 
 
 
 
элементализм
конституционализм
 
 
 
 Х
 
 
 
инвайронментализм
изменчивость
 
 
 
 
 
 Х
 
неизменность
субъективность
 
 Х
 
 
 
 
 
объективность
проактивность
 
 
 
 
 
 Х
 
реактивность
гомеостаз
 
 
 
 
 
 
 
гетеростаз
познаваемость
 
 
 
 
 
 Х
 
непознаваемость

Рассмотрим теперь детально.

1.  Свобода-детерминизм.
Те условия, в которых живет человек, даны ему без его выбора, однако его свобода состоит в том, чтобы ежемоментно "выбирать" себя и относится к происходящему так, как человек считает нужным. Астрология полагает, что, хотя рамки судьбы для каждого человека разные, однако они существуют, при этом большинство психологических характеристик и социальных условий, в которых будет развиваться человек, заданы до рождения.

2.  Рациональность - иррациональность
Рациональный мозг не всегда способен верно оценить то, что происходит с человеком, особенно когда включаются духовные измерения. Однако именно астрология позволяет человеку осознать свое предназначение и жизненный путь.

3.  Холизм - элементализм.
 Конечно, человек - это единое существо, которое можно понять лишь в качестве целого сущего. Однако большинство элементов, которые включает в себя карта, стандартны

4.  Конституционализм - инвайронментализм.
Психологическая Астрология занимает интеракционистскую позицию - и факторы наследственности (положение планет в космограмме), и факторы среды (положение планет в домах) одинаково влияют на личность. Причем по их взаимоположению можно определить, насколько эти факторы (наследственный и социальный) гармоничны между собой.

5.  Изменяемость - неизменность.
Практически не способен изменяться, при этом все возможности изменения уже заложены в натальной карте. Зачастую единственная возможность изменяться - это духовный рост.

6.  Субъективность - объективность.
Астрологические констелляции могут проявляться различным образом - для изучения этого прежде всего необходимо изучать опыт конкретного человека. Однако объективные закономерности также существуют.

7.  Проактивность - реактивность.
Определенные влияния есть (например, транзиты), но как на них реагировать - решает сам человек. В тоже время человек способен на спонтанные действия, не обусловленные видимыми внешними причинами.

8.  Гомеостаз -гетеростаз.
 Неприменимо

9.  Познаваемость-непознаваемость.
Умеренно познаваем.

Возможно ли изменить структуру личности? Как осознать свой жизненный путь? Исходя из методов даже научной психологии - этого не сделаешь. Реальной терапевтической силой обладают прежде всего техники, имеющие надличностный аспект. И прогресс в современной психотерапии наблюдается именно  в этом направлении.Однако существуют современные астрологические школы, использующие богатейший потенциал астрологии и современные психологические знания о человеке для понимания и адекватного отражения внутреннего мира человека и эффективной психологической помощи.

 

Астрологический психосинтез.

Это прежде всего Астрологический Психосинтез, разработанный учениками Роберто Ассаджоли - швейцарскими психологами Бруно и Луизой Хуберами.[16,17]
В своей работе они стремятся "выйти за пределы аналитического использования астрологии, исходя из схватывающих самую суть астрологической карты фундаментальных концепций, таких как внутреннее развитие, духовная ориентация, психологический рост, поиск высшего "Я", смысл жизни."[16, с.5]
На основе анализа карты определяется ведущая мотивация человека, его целостность, внутреннее напряжение, которое он испытывает в жизни. Определяется тип интеллекта (направленный на координацию, ощущение или память, или академический, продуктивный, эмоциональный, философский, эстетический типы интеллекта) и тип мышления (политическое, функциональное или художественное (философское)). Так же в зависимости от преобладания стихий в карте можно выделить типы мышления - теоретическое (воздух), практическое (земля), интуитивное (огонь), эмоциональное (вода). Предложена астрологически-ориентированная структура личности, которая состоит из трех планов

  • физический уровень- тело (Сатурн)
  • психика, чувства, эмоции (Луна)
  • разум, интеллект, понимание (Солнце)
Осознание себя происходит именно через доминирующую планету.
При знакомстве со своей астрологической картой человек узнает  свои сильные и слабые стороны, осознает свой жизненный путь, основанный на его склонностях и способностях.
 


 

Статистические исследования в астрологии.

1. Связь земных и космических ритмов
В настоящее время  накоплен богатейший материал в различных областях современной естественной науки (медицина, экономика), подтверждающий связь между земными и космическими ритмами и явлениями.
Некоторые из множества наблюдений  приведем здесь[14]

  • зависимость всходимости растений от фазы Луны;
  • в полнолуние статистически значимо увеличивается число убийств, изнасилований и поджогов;
  • поступление больных в больницы скорой помощи коррелирует с фазами Луны;
  • успешность операций на глазах зависит от положения Луны в гороскопе оперируемого и транзитов Луны на день операции;
  • чувствительность организма к токсинам зависит от времени суток[23, с.102]
Цикл солнечной активности в 11 лет связан со взаимным положением "тяжелых" планет - Юпитера и Сатурна, который с подобной периодичностью образуют взаимоаспекты 0 и 180 градусов.

И так далее...

2. Статистические исследования в астрологии

Проводимые в настоящее время статистические исследования в среде астрологов условно можно разделить на две группы.

2.а Одни исследователи пытаются применить не подвергаемые ими сомнению основные принципы астрологии (знаки Зодиака, планеты) к изучению практически любых явлений (курс доллара, финансовые ритмы, лотереи), а также групп людей (шахматисты, экстрасенсы) с целью выявления общих закономерностей их способностей с констелляциями натальной карты

Например, статистический анализ космограмм людей, обладающих экстрасенсорными способностями, был проведен в [18]. Было обследовано 38 человек; специальная контрольная группа, не обладающая экстрасенсорными данными, не изучалась. Обнаружено, что у исследованных экстрасенсов преобладало попадание планет и светил в зодиакальные знаки Девы, Льва, Рака и Близнецов. Луна чаще всего попадала в знак Девы - в три раза чаще среднестатистического, и Рака - в два раза чаще среднестатистического, наименее задействованы оказались знаки Рыб и Стрельца.  Фаза Луны на наличие экстрасенсорных способностей не оказывала. Положение Солнца распределялось достаточно равномерно.

Статистическое исследование распределения планет по знакам зодиака в натальных картах долгожителей - мужчин и женщин - опубликовано в . В результате проведенных исследований получено, что выборки по Сатурну, Марсу и Меркурию для мужчин, и по Сатурну, Марсу, Венере и Северному Узлу для женщин отличаются от равномерного на уровне 0,1%,  для остальных планет распределение не отличается от случайного. По результатам исследования выделены положения планет, способствующие долголетию, например, положение Сатурна в Козероге, Стрельце и Овне у мужчин и Сатурн в Рыбах и Овне у женщин; также полученные данные астрологически обоснованы.

 Мною проведено статистическое исследование положения Солнца и Луны в знаках Зодиака у клиентов Службы знакомств.  Результаты исследования опубликованы здесь.

2.в Более кропотливым путем идут другие исследователи. Обрабатывая большое количество статистического материала, собранного на изучении жизненного пути  различных людей, они пытаются заново "переоткрыть" традиционные астрологические принципы.

Исследование М.Гоклена [Michel Gauquelin], опубликованное им в 1955 г., на основании анализа 30 000 карт, не подтвердило статистически большинство традиционных астрологических факторов, связанных с профессией человека и с тем, добьется ли он известности или нет.  Однако были выявлены статистически достоверные факторы в натальной карте (т. н. "секторы Гоклена" - зоны протяженностью приблизительно в 10 градусов, расположенные пред Асцендентом и/или Серединой Неба), попадание в которые намного увеличивает для человека вероятность стать знаменитым. Венера в секторе Гоклена дает известных художников, Нептуна - музыкантов и так далее. Также Гоклен показал, что существуют наследственные предрасположения, когда дети рождаются при тех же космических условиях, что и их родители.[6]

Очень интересно статистическое исследование, проводимое французским астрологом Генри Делбоем  (Henry Delboy), публикуемое им в Интернете на http://perso.club-internet.fr/hdelboy/nv_rech1.htm. На примере изучения 524 карт известных французских политиков и видных муниципальных служащих он уточнил влияние планет, находящихся в секторах Гоклена, на профессию человека, а также вывел ряд собственных статистических закономерностей, касающихся, например, времени смерти индивида..

При подобных  исследованиях необходимо учитывать и точное время рождения человека, что делает подобные исследования трудоемкими и кропотливыми, однако, как считают исследователи, это - единственно правильный путь, ибо, по их мнению,  "в настоящий момент никакие статистические исследования на Зодиаке не дают значимых результатов".

3. Астрологические психологические статистические исследования.

В отдельную группу можно отнести исследования, выполняемые психологами, с целью выявления связи между теми или иными психологическими и астрологическими характеристиками.

Связь между такими психологическими характеристиками, как экстраверсия-интраверсия и нейротизм и положением Солнца в знаках Зодиака была исследована в работе [25]. Предполагалось, что существует квазипериодическая зависимость между вышеуказанными психологическими факторами. Также исследовалось влияние положения Солнца в так называемых "крестах качеств" - кардинальном, фиксированном или мутабельном.
В результате проведенного исследования на выборке из приблизительно 500 человек подобной квазипериодической зависимости обнаружено не было. Выявлена эмоциональная стабильность у фиксированных знаков,  астрологическим фактором, определяющим темперамент, оказалаь кардинальность.

Однако проведенное исследование можно углубить именно с астрологической точки зрения!
Психологический тест по определению экстраверсии-интраверсии и нейротизма делит все пространство возможных характеров на четыре, соответствующие еще классическим типам характера Аристотеля: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Эти типы традиционно определялись преобладанием в человеке той или иной стихии, например: меланхолик - вода, холерик - огонь, флегматик - земля и сангвиник - воздух. Поэтому с точки зрения астрологического анализа очень интересно посмотреть связь между темпераментом  человека, определяемым с помощью стандартного теста Айзенка и

  • положением Солнца в той или иной стихии;
  • положением Луны в той или иной стихии;
  • преобладанием той или иной стихии в целом в космограмме.
ибо изучения зависимости от положения Солнца в знаках Зодиака явно недостаточно для получения целостной картины.

На мой взгляд, синтез психологических и астрологических исследований, особенно в области психологии личности, психологии общих способностей (см. исследование распределения планет по знакам Зодиака в картах 100 ведущих шахматистов мира) имеет большие перспективы и научно-исследовательский потенциал.

 

Литература.

1. Зелинский Ф. Умершая наука? М., Агенство-пресс, 1994. - 103 с.
2. Птолемей Клавдий  ТЕТРАБИБЛОС М., ТХО "Юпитер" АН России. - 168 с.
3. Донас Эмма Б.  Система астрологических домов. -М.: ЦАИ. - 1992. - с.53.
4. Корнелиус Дж. Герменевтическая астрология//Астролог.- 1996.-  N. 1.- С.3-6
5. Семира, Веташ В. Астрология и мифология. - С.-Пб.: АТОН, 1998.- 1070 с.
6. Эбертин Р. Комбинация влияний небесных тел. - М.: ЦАИ, 1995.- С.13
7. Оккультные силы СССР
8. Хэнд Р. Утверждение астрологии как научной дисциплины//NCGR Journal.- 1996.- зима.
9. Полин И. Методологические основы научной астрологии //Урания, 1994. - N. 1 - С.41-47
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - Санкт-Петербург. - Питер. - 1999. - 606 с.
11. Гюртлер А. Тихо Браге, знаменитый датский астролог//Урания, 1992.- N. 1. -С.46-49
12. Савченко Л. Иоганн Кеплер//Урания,  1992. - N. 2-3 - С.43-50
13. Савченко Л. Иоганн Кеплер//Урания,  1992. - N. 4 - С.42-48
14. Арройо С. Астрология, психология & четыре стихии. - М.:ЦАИ. - 1997.- 263 с.
15. Арройо С. Практика и профессия астролога//Российская астрология - N. 5 - 1995. С.68-77
16. Хубер Б. Астрологический психосинтез. Личность, любовь и интеллект: целостный образ человека в астрологической карте. - М:.Urania, 1993. - 192 с.
17. Хубер Б., Хубер Л. Астрологические дома. Психологический мир человека. - М:.Урания. - 1995. - 160 с.
18. Шацкая В. Экстрасенсорные состояния человека и астрологические характеристики карты его рожденияю.//Урания. -  1991. - N. 2 - С.44-46
19.  Философия. Учебник для ВУЗов/Под ред. Кохановского В.П. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1999.
20. Бергер П.,Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.:Медиум. - 1995. - 322 с.
21. Радьяр Д. Астрология личности
22. Краткая философская энциклопедия. - М.:Прогресс. - 1994.
23. Блум Ф., Лейерзсон А.,Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. - М.:Мир. - 1988.
24 Смирнов И., Безносюк Ф. Психотехнологии. - М.:Прогресс. - 1995.
25. Дружинин В.Н. Личность и гороскоп//Психологический журнал.- 1995. - т.16 - N.3
 

 

Статьи и исследования Индийская астрология Астрология в менеджменте Коллекция гороскопов Заказать гороскоп

Hosted by uCoz